4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Экспедиции :: Бесов Нос (2003)

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
Бесов Нос (2003)





Время с 2003-08-08 по 2003-08-11.

Маршрут Москва-Сергиев Посад-Калязин-Углич-Рыбинск-Череповецк-Белозерск-Вытегра-Муромский-Красноборский-Бесов Нос-Вытегра-Вологда-Ярославль-Москва.

8-11 Августа 2003.

Машины: Паджеро (автор), Дискавери (Андрей Сергеев и Катерина Агаркова), УАЗ (Павел Горбач и Иван Наймушин).


Легенды, слухи сплетни и никакой точной информации. Да уж хорошее начало экспедиции! Итак, наши цели: Муромский Монастырь и Бесов Нос.
Все началось с указателя «Муромский Монастырь» который я увидел в лесу на тогда ещё не существующей дороге Пудож-Вытегра (Р-5). Вспоминая указатель я решил, что что-то перепутал и боле не задумывался об этом.

Прошло пять лет. О том, что существует Муромский мыс и Муромское озеро я уже знал, а вот подробно про монастырь узнал только теперь. С Бесовым Носом история не менее запутанная.

Товарищ, вернувшийся из поездки по этим же краям, сообщил что не смог добраться до Носа, но место это представляет интерес. Он сообщил, что тут собираются какие-то сектанты, имеются культовые постройки и вообще места красивые…
Так как мысы находятся рядом, естественно было решено побывать и там и там.

Маршрут: Москва-Сергиев Посад-Калязин-Углич-Рыбинск-Череповецк-Белозерск-Вытегра-Муромский-Красноборский-Бесов Нос-Вытегра-Вологда-Ярославль-Москва. ~2000 км.

УАЗ стартовал позже и должен был нагнать нас в пути.

Километрах в 50 за Вытегрой мы сворачиваем на лесовозную дорогу. Минуя разбитые, но легко проезжие дороги через леса и болота мы оказываемся на великолепном, песчаном берегу Онежского озера. Дальше надо ехать «по прибою», дорог нет.
Песок довольно плотный – всю ночь шел проливной дождь. На «пляжном» маршруте мы не встретили никаких трудностей. Препятствием были лишь две мелкие речки. Ехали всё равно долго: часто останавливались - отдохнуть, пофотографироваться, да просто так…

Иногда разгонялись до 60, но ехать так быстро было опасно – можно не успеть увернуться от очередного бревна.
Пляж закончился завалами камней и брёвен. Сперва попробовали проехать и дальше по пляжу, но четно. По колее «Беларуси» углубляемся в лес, в болото. Только застряв решили провести разведку, посмотреть долго ли ещё ехать по болоту. К нашей радости оказалось, что до сносной дороги осталось всего метров сто.

Наступает черёд лебёдок… Ну вот колея прочищена нашими мостами, а мы на «отличной» дороге, можно ехать дальше. Вокруг нас сосны в два обхвата, перед нами еле заметная дорога, а навигатор показывает: до цели 6 км. Влекомый неистовым любопытством я всё сильнее жму на газ. Мимо мелькают деревья, ветки бьют по стеклу, навигатор отсчитывает остающиеся километры. Лес заканчивается и мы оказываемся на берегу уже другого озера – это Муромское озеро. На самом деле сразу и не поймёшь, что это озеро меньше Онеги.

Если не знать карт, не иметь навигатора, то может показаться, что выходишь по кругу обратно на берег Онеги.
Дорога снова уходит в лес, но вскоре лес расступается и вдали показываются какие-то здания – вот он Муромский Монастырь.
Обитатели Монастыря с любопытством приветствуют нас, всё показывают и рассказывают…
Случилась и авария – попытавшись срезать поворот, я угодил в яму.
Задействуем лебедку Дискавери, но этого мало, поставленная на колеса машина, так и норовит опять опрокинуться – слишком большой уклон.

Монахи быстренько подогнали тот самый «Белорусь», по колее которого мы пробивались через болото. Ещё мгновение и моя машина в нормальном положении.
Ознакомившись с монастырём нам предстояло решить вопрос как ехать дальше. Преодолеть протоку (река Муромка) между озерами «в лоб» явно не получалось – глубина больше метра. Возможный варианте – проехать по намытой волнами песчаной косе.

Вода в озере была ещё тёплой из-за стоявшей недавно жары, но моросил дождик и продувал холодный ветер – пешая разведка была не лёгкой… Волна не оставляла шансов преодолеть двухсотметровое расстояние до косы Дискавери. Пережидать волну нам показалось бессмысленным и мы поехали обратно.

В Каршево висит указатель «Бесов Нос». Почти сразу дорога превратилась в бездорожье, но все же умеренное бездорожье. Тут мы сразу обнаружили следы «догонявшего» нас экипажа. Павел и Иван решили сразу ехать на конечную точку маршрута, опасаясь не догнать нас раньше. 12 километров бездорожья. Лужи колеи, канавы, полуразрушенные мосты. Несмотря на иногда ужасающий вид в ночи, дорога проезжая, но требующая внимания.

Допустив по одной ошибке пользуемся лебедками. В двух местах заметили следы борьбы прошедшего до нас УАЗа: дренажные канавы и срытые колеи. В свете фар появляется бетонный подъем. Выхожу посмотреть: нет это не бетон – скала, просто вне дороги скала заросла мхом.
Лес расступился и мы оказались на холме с руинами – это заброшенный поселок Шальский или по другим картам Бесов нос. Ещё пара нажатий на педаль акселератора и мы у цели.

Окружающий пейзаж резко сменился: кругом были сосны и песок. Следы УАЗа приводят нас в «палаточный лагерь».
Обитатели крепко спали. Подкрадывалось утро, а мы едва переводя дух, с чувством выполненного долга ложились спать. Особенно грели душу благодатные пейзажи Бесова Носа после двухчасового рейда в ночи по, как теперь казалось, совершенно поганой дороге. Павел и Иван прибыли на Нос раньше нас на сутки.

Теперь они были нашими гидами. Несколько раз нам встречались группы туристов попавшие сюда несколькими путями. Большинство по воде, на моторках, некоторые на велосипедах, а особо отчаянные пешком по берегу (20км!).

Первым делом осмотрели «Беса». Вокруг петроглифов часто встречаются надписи типа «тут был Вася» с недавними датами, что весьма шокирует. Но как ни странно вандализм имеет более чем пятисотлетнюю историю. Первыми вандалами были монахи (по некоторым данным из Муромского монастыря), принявшие фигуру самого большого человечка за беса. Они изуродовали его лицо «ослепив демона» и «вручили» ему крест в руку.

Наиболее заметные группы рисунков находятся на Бесовом и Пере носах. Между этими мысами находится восстановленная скаутами стоянка древнего человека.

Всё хорошее когда-то заканчивается. Срок нашего короткого путешествия истекал. Ну вот! Мы только окунулись в непривычный, какой-то удивительный мир, казавшийся раем, как снова надо возвращаться в шумный, знойный, ненавистный, но родной город.

А. Форосенко © 2003


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты
Муромский монастырь и Бесов Нос автор Фороcен©о
Петроглифы Онежские - приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород - гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами.



Расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на озерном берегу с серией нисходящих террас. Формирование их и очертаний береговой линии связаны с подъемом земной коры и изменениями уровня Онежского озера. По типу ландшафта данный район озерно-ледниковый, равнинный



слабозаболоченный с преобладанием ели в растительности.

В эпоху функционирования петроглифов природные условия отличались от современных; более того, они претерпевали заметные изменения - включая климат, структуру и динамику лесов, состав фауны, уровень водоемов.



В период с VIII тыс. до н.э. палеогеограф Э.И.Девятова выделяла по меньшей мере 10 эпох увлажнения климата, чередующихся с более сухими и даже сильными засухами. В целом климат тогда был теплее, растительный и животный мир богаче.



В среднем голоцене территория от южного Беломорья до южной части Онежского озера входила водну природно-климатическую зону, где колебания природных явлений развивались синхронно.

протянувшиеся вдоль побережья почти на 20 км,



и размещаются в основном на оконечности прибрежных мысов и мысков, изредка - на соседних островах на высоте от 0 до 2,5 м над водой. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах - Бесов Нос и Пери Нос.





Онежские петроглифы включают 23 группы, в каждой такой группе от нескольких до нескольких десятков фигур, а в трех случаях - свыше 100. Многие открыты в ходе полевых работ в 60-80-е годы. В результате общее число изображений увеличилось более чем вдвое. Всего в на восточном побережье Онежского озера около 1000 фигур.





Основан монастырь по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества.



Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия.



В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии,



Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт.



Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец "в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего".

Прп. Лазарь был старшим современником прп.



Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае.



При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел "Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей". Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной.



А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, "на гробищах", т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.



Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу.



В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб.



В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт.



Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем.



В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли.

После установления советской власти в



Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого.



Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело.



Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в.



В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал "жемчужиной экспозиции" и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.


  

Отчеты, Рассказы участников
2006-07-15 Муромский монастырь и Бесов Нос автор Фороcен©о

Фотоотчеты



Конференция



Реклама





Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100